Я трачу свое время на написание статьи. Вы тратите свои деньги на покупку журнала и время на чтение. Давайте постараемся сделать так, чтобы наши затраты окупились созданием хотя бы нескольких небанальных картинок!
Если вы так и не удосужились прочитать инструкцию к своему фотоаппарату - не беда! Просто вы не считаете нужным загружать свою умную голову лишними знаниями. Кому нужны эти миллиарды резких, с правильной цветопередачей, технически и композиционно грамотных фотографий? Да никому! Красивые и правильные картинки надоели до крайности, они преследуют нас везде - в Интернете, на страницах журналов, в рекламе. Надеюсь, вы понимаете, что делают их не из любви к процессу, а исключительно для того, чтобы заработать на этом деньги. Но нам, простым любителям, никакие деньги за фотографии не нужны. Для нас фотография не тяжелый труд, а приятное хобби и развлечение! Так давайте просто получать удовольствие, а не плодить пародии на работы фотографов-профессионалов.
Почти в каждой камере есть автоматический режим - это наше ВСЕ! Если кто-то с нами не согласен - милости просим! Изучайте, что такое экспозиция (толстая книжка, мало картинок, много цифр, цена 1000 руб.), зонную систему Адамса (только на английском, $120), осваивайте теорию цвета (много толстых книжек, графики, диаграммы, странные таблички с цветными кубиками, а сами авторы не всегда понимают, о чем пишут, 4000 руб.), пространственную композицию (две книжки, очень умные, никто из тех, кто прочел, лучше фотографировать не стал, 2000 руб.). Да, и самое главное: инструкцию к фотоаппарату придется выучить наизусть! Надеюсь, я вас убедил, что автоматический режим лучше...
Итак, камеру - на автомат, палец - на кнопку спуска, с флэш-карты все стереть (все равно то, что вы там держите, никому не нужно), и начинаем творчески отдыхать!
Чтобы отдых удался и можно было гордиться его итогами, нужно усвоить некоторые правила.
СНИМАЙТЕ ТОЛЬКО ПОДРУГУ, ЖЕНУ И ТЕЩУ - ЭТО ВАШИ ГЛАВНЫЕ ОБЪЕКТЫ!
Они не похожи на моделей?! Ну и слава богу! Во-первых, никто другой их фотографировать не будет, что позволяет создавать эксклюзив, во-вторых, мы не какие-то там рекламщики-постановщики - мы снимаем правду жизни. Зато нам есть чем гордиться! Фотографии Саудека видели? Обязательно посмотрите.
Если же вы, извиняюсь, дама, - снимайте посторонних мужчин. Почему посторонних? А для интриги.
КАК СНИМАТЬ?
Только не так, как вы это делали раньше! Никаких предварительных приготовлений, никакой постановки вроде «Дорогая, положи ногу на ногу или раздвинь ноги шире» либо «Милый пусик, не чеши живот, я тебя снимаю». Фотография - это магия остановленного мгновения, срез реальности, посмертная маска времени! Если модель как-то реагирует на камеру - это уже не фотография, это фиксация реакции объекта на наличие фотографа. У вас мало картинок типа «все посмотрели остекленевшим взглядом и вымученно улыбнулись»? Наверняка много. Ну и хватит!
КАК СНИМАТЬ ЗА СТОЛОМ?
Трудно оставаться незамеченным, если производишь съемку, сидя за столом нос к носу с объектом фотографирования. Но мы не папарацци, нам скрывать нечего. Главное - чтобы модели не позировали. Вы мило беседуете, держа в одной руке бокал вина, а в другой - камеру, при этом из бокала пьете в целях творческого раскрепощения, а камерой снимаете. Если снимать постоянно (или имитировать съемку), окружающие люди очень скоро перестанут позировать и обращать на это внимание. И не нужно каждый раз подносить фотоаппарат к глазу, нечего через него высматривать! Поставьте объектив на широкий угол съемки и щелкайте с руки. Не беда, что часть кадров уйдет в брак. Не нужно экономить место на «флэшке»: отсняв сто кадров, можно девяносто девять стереть. Зато, не вставая с места, удастся фотографировать с самых разных точек съемки, даже из-под стола.
Вы наверняка слышали о фильтрах, которые навинчиваются на объектив для улучшения или видоизменения изображения - всякие там поляризационные, конверсионные, с софт-эффектом. Покупать их необязательно. Множество эффектных фильтров находится прямо на вашем столе. Это бокалы, рюмки, бутылки, отражения в ведерке с шампанским... Не нужно себя ограничивать, фотографируйте сквозь все, что делает картинку необычной. Снимайте отражения на всех предметах, которые способны хоть что-то отразить. А когда весь потенциал имеющихся в наличии естественных фильтров будет использован, можно снять чулок со своей или чужой дамы, надеть его на объектив и напоследок создать несколько трогательных портретов с эффектом романтической дымки. Если и это не удовлетворит ваши творческие запросы, плюньте в объектив, и мир приобретет приятные размытые очертания.
Я НЕ ПРИЗЫВАЮ ФОТОГРАФИРОВАТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫХ, НО ПОСТОРОННИХ ЛЮДЕЙ» НАГЛО НАЦЕЛИВ НА НИХ ФОТОАППАРАТ. ЭТО НЕЭТИЧНО И К ТОМУ ЖЕ РИСКОВАННО
КАК СНИМАТЬ ТАНЦЫ?
Совершенно необязательно фотографировать статичные объекты. Все, что шевелится, может быть вполне забавно запечатлено. Снимать танцующих рекомендуется сидя, стоя, лежа и танцуя вместе со всеми. При этом интересно запечатлеть людей целиком и по частям, что иногда даже удобнее. Все медленные танцы можно посвятить фотографированию декольте партнерши - и вам интересно, и ей лестно. Во время быстрых танцев попробуйте направить фотоаппарат на толпу и периодически нажимать кнопку спуска. Для пущего эффекта можно при этом и самому прыгать. На качество снимков это не повлияет.
|
|
|
Подвижные игры следует снимать очень осторожно - велик риск получить мячом или воланом в камеру. Так что точку съемки нужно выбирать с умом, хотя, конечно, лучше всего находиться в самом эпицентре игры. Сюжеты возможны самые разные. Основные темы - передача экспрессии и движения, эмоционального накала, фиксация забавных моментов и выражений лиц |
КАК СНИМАТЬ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ?
Подобные развлечения следует фотографировать очень осторожно. Теория вероятности тут действует против вас. Где бы ни находился фотограф, при игре в футбол, волейбол или баскетбол он обязательно получает мячом по голове или по камере. Если играют в теннис или гольф, скорее всего, закатают в глаз шариком, если в бадминтон - воланчиком, если в бильярд - кием или локтем. Берегите себя: одним глазом смотрите в окуляр фотоаппарата, а другим - бдите!
Лучше всего находиться в самом эпицентре игры. Стоит, однако, иметь в виду, что участники могут не оценить вашей самоотверженности и попросту вас затоптать. Так что точку съемки нужно выбирать с умом. Сюжеты возможны самые разные. Основные темы - передача экспрессии и движения, эмоционального накала, фиксация забавных моментов и выражений лиц.
ЧТО ФОТОГРАФИРОВАТЬ НА УЛИЦЕ?
Только то, что вас действительно привлекает! Тогда есть вероятность, что ваши снимки понравятся и еще кому-то из зрителей. Будьте с собой честны. Я не могу поверить, что вам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересны такие объекты, как клумба тюльпанов, спящий на лавочке бомж или вид с моста на реку. Идущего по улице мужчину интересуют женщины и только женщины. Вот их и фотографируйте! С дамами-фотографами немного сложнее. Интерес к мужчинам может временно замещаться интересом к витринам, цветам, котятам, щенятам, каким-то металлическим финтифлюшкам кованых оград и прочей чепухе.
Я не призываю фотографировать привлекательных, но посторонних людей, нагло нацелив на них фотоаппарат. Это неэтично и к тому же рискованно. Представьте, что к вам молча подходит совершенно незнакомый человек и начинает снимать. Какова ваша реакция? Лично меня сразу тянет дать в морду... Работать камерой нужно либо незаметно, либо весело, легко и непринужденно. «Девушка, вы очаровательны! Можно одну фотографию?» Или: «Мужчина, у вас очень мужественное лицо - вы не против?..» Впрочем, при таком подходе вы получите постановочный кадр. Намного интереснее снимать жанровые картинки, не привлекая внимания. Для этого камера вешается на живот, палец правой руки остается на кнопке спуска, ладонь левой руки прикрывает правую, фотоаппарат лучше установить в режим серийной съемки, а зум объектива - на максимально широкий угол. После этого можно отправляться в любое многолюдное место. Фотографировать «с живота» рекомендуется все, что находится перед вами, при этом необязательно даже смотреть на объект съемки - нужно просто нажимать кнопку спуска. Снимать лучше сериями, так как при использовании данной методики точно кадрировать картинку невозможно и на большей части снимков будет изображено совсем не то, что задумывалось. Это единственный способ, за исключением съемки телеобъективом с большого расстояния, при котором у фотографа есть возможность запечатлеть не реакцию на камеру, а реальную жизнь.
|
Не стоит ожидать от детей какого-то активного сотрудничества, проще пустить дело на самотек |
КАК ФОТОГРАФИРОВАТЬ РЕБЕНКА?
Хорошие снимки детей получаются, когда ребенок опять-таки занят своим делом и не обращает внимания на человека с фотоаппаратом. Постановочные съемки малышей в большинстве случаев требуют нечеловеческого терпения и уймы времени. Однажды я делал снимки для рекламы какого-то детского крема. Нужен был кадр со счастливым и улыбающимся младенцем, победно держащим в руке предлагаемый товар. В течение целого дня, с перерывами на детский сон, мы снимали этот сюжет. Вокруг ребенка, потрясая игрушками, гукая и гримасничая, прыгали родители. Ребенок счастливо улыбался. Но стоило дать ему в руку тюбик крема, как улыбка тут же исчезала, лицо модели становилось злобно-сосредоточенным, малыш изо всех сил сжимал тюбик, так что тот искривлялся до совершенно нерекламного состояния. В итоге было израсходовано несколько упаковок крема и не сделано ни одного нормального снимка.
КАК СНИМАТЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ?
Для выполнения этой задачи существует две методики. Первая - наиболее трудная, при этом работу и семью придется бросить. Изучите труды Дайсэцу Тайтаро Судзуки по дзэн-буддизму. Доктор Судзуки пишет со знанием дела - хотя он и не являлся священником ни одной из буддийских сект, его уважали в каждом японском храме, так как его знание духовных ценностей было непосредственным и глубоким, о чем свидетельствуют все, кто имел возможность лично с ним общаться. После освоения этих трудов найдите любое домашнее животное. Научитесь его понимать. Как только уясните, что оно такое, вы автоматически сможете делать фотографии, глубокие по смыслу и содержанию.
Вторая методика более доступна и не требует с вашей стороны ни понимания, ни вообще какого-либо интеллекта. Задача очень проста: сфотографировать домашнее животное в необычном виде или ракурсе. Для этого макаем кота в воду, обваливаем в муке, фотографируем и отмываем. Интересно также снимать экспрессивные сюжеты. Когда кот обсох, кидаем его на спину спящей собаке. Опыт следует повторить многократно. Если кот испытывает огромный эмоциональный подъем от общения с пылесосом, этот бытовой прибор может стать прекрасным инструментом для отдельной фотосессии. Не следует забывать про аксессуары. Женское белье прекрасно преображает облик даже крайне мужественно выглядящего пса.
ОТБОР ОТСНЯТОГО МАТЕРИАЛА
Постарайтесь посмотреть на свои фотографии отстраненно и холодно, словно их делал совершенно посторонний человек, не имеющий права голоса. Будьте безжалостны и честны. Научитесь получать удовольствие от уничтожения фотографий. Чем меньше их останется - тем лучше! Только в этом случае действительно хорошие снимки не будут погребены под грудами хлама и вам не придется тратить много времени на их редактирование и обработку в Photoshop.