На сайте www.nikon.ru описание D200 начинается со слов: „Новая, престижная фотокамера Nikon D200 является идеальным мостиком между профессиональными и любительскими цифровыми зеркальными фотокамерами". Давайте посмотрим, насколько это соответствует истине
Nikon D200 |
Ориентировочная цена: |
$2200 (без объектива) |
Разрешение: |
10.2 МП |
Объектив: |
сменная оптика, байонет Nikon F (с сопряжением АФ и контактами АФ) |
Память: |
CompactFlash (CF) (тип I, II) и накопители Microdrive |
Информация: |
www.nikon.ru |
Как известно, все познается в сравнении. И поскольку перед нами сейчас стоит задача понять, что такое
Nikon D200, есть предложение отталкиваться в сравнении от возможностей „народной" зеркалки Nikon D70 - ее-то уж точно многие наши читатели держали в руках и имеют о ней более-менее точное представление. Или о ее модернизированном варианте -
Nikon D70s.
Возражения есть? Нет? Принято единогласно. Тогда - вперед!
ПЕРВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Итак, что мы чувствуем, когда берем в руки
D200? Во-первых, вес. Вместо 600-граммовой
D70 руку оттягивают целых 830 граммов. Это много, когда камеру носишь не пять минут, а целый съемочный день, хотя „лишние" 230 граммов в магниевом корпусе с пыле- и влагозащищающими прокладками слегка растворяются в добавочном весе сменных объективов. Ведь „китовый" зум
D70 - Nikon AF-S 18-70 mm f/3.5-F4.5G IF-ED DX весит почти 400 граммов, а „дальнобойщик" Nikon AF 70-300 mm f/4-5.6D ED - более 500.
Далее рука тянется к стандартному для зеркалок Nikon рычажку включения (ободок вокруг кнопки спуска), а взгляд фиксирует расширенное поле информационного ЖК-дисплея. И сразу отмечает очень интересную дизайнерскую находку - подсветка дисплея включается, если потянуть рычажок On/Off чуть дальше положения On (включено). А само информационное поле, хоть и не совсем привычно, но вполне понятно отображает самую необходимую информацию: текущий режим из творческого набора P/A/S/M; уровень заряда аккумулятора; уровень качества снимков; количество кадров, которое можно отщелкать для установленного качества; текущие выдержку и диафрагму; установки баланса белого, режим работы вспышки и, что особенно важно, шкалу экспозиции.
ВСТРОЕННАЯ ВСПЫШКА
Регулировка импульса вспышки осуществляется при помощи кнопки включения (выброса) вспышки и колесика управления на задней панели. А при вращении колесика на передней панели переключаются режимы работы вспышки |
|
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ РЕЖИМОВ ФОКУСИРОВКИ
Переключатель „одиночный режим", „непрерывный", „ручной" находится под клавишей освобождения байонетного крепления |
КОНСТРУКЦИЯ, ИНТЕРФЕЙС
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД Nikon
|
|
Nikon D2Hs
Ор. цена $3600
4 МП |
|
Nikon D200
Ор. цена $2200
6 МП |
|
Nikon D70s
Ор. цена $950
6 МП |
|
Nikon D50
Ор. цена $760
6 МП |
|
Nikon Coolpix 8400
Ор. цена $600
8 МП |
Основа интерфейса - два привычных управляющих колеса на передней и задней панели (под указательный и большой пальцы правой руки). И масса управляющих кнопок, которые дают колесам исходные данные - какой параметр подлежит настройке.
Кроме того, мы находим привычные кнопки „Просмотр", „Меню", „Режим просмотра", „Защита кадра" и Enter слева от ЖК-экрана. Все как у „семидесятки", только экран вырос до 2.5 дюймов, а его разрешение - до 230 000 пикселей. Причем каждый квадратный миллиметр экрана используется „на все сто". В режиме просмотра информационные поля меняются не только при манипуляциях с навипэдом, но и при прокручивании управляющего колесика на передней панели. А колесико на задней позволяет пролистывать кадры. Очень удобно! В наборе информационных полей радуют продвинутые режимы, высвечивающие точку фокусировки отснятого кадра и сразу четыре (!) гистограммы - общую RGB и отдельно по каждому цветовому каналу. Это позволяет не просто ориентироваться, но достаточно быстро, на глазок, определять - нет ли засветки в одном из каналов? И, соответственно, корректировать экспозицию или баланс белого.
В режиме съемки самыми доступными стали кнопки экспокоррекции и смены режима - они находятся под указательным пальцем правой руки. А большой палец легко дотягивается до смены режима экспозиции (матричный замер, центрально-взвешенный, точечный), до блокировки автофокуса и экспозиции. Кстати, на передней панели слева от объектива расположена не только привычная клавиша репетира диафрагмы, но точно такая же программируемая клавиша - она вызывает самую необходимую функцию (по умолчанию мгновенно переводит режимы центрально-взвешенного или точечного экспозамера в матричный).
Чуть ниже (опять же под большим пальцем) находится рычажок смены режима автофокуса. Всего у
D200 четыре режима:
- однозонный АФ - рекомендуется для съемки одиночных объектов в сюжете с несколькими элементами. В этом режиме можно использовать один из точечных датчиков 11-зонной или расширенной 7-зонной системы АФ;
- АФ с динамическим выбором зон фокусировки - используется совместно с режимом непрерывной АФ, дает возможность сохранить точную фокусировку при перемещении объекта из его исходного положения (при этом объект перехватывается другим датчиком);
- динамический АФ с приоритетом ближайшего объекта - идеально подходит для портретной съемки в момент какого-либо действия или при сложном взаимодействии основного объекта с окружающими предметами;
- режим групповой динамической АФ - определяет схему взаимодействия объектов в снимаемой сцене и, соответственно, устанавливает группу активных датчиков.
Кроме того, можно объединить режимы „АФ с динамическим выбором зон фокусировки" и „Динамическая АФ с приоритетом ближайшего объекта" - это позволяет снимать отдельные движущиеся в кадре объекты, которые, в свою очередь, также могут содержать в себе движение (идеальный вариант для спортивной съемки, в частности).
Еще один элемент управления, достойный упоминания, - это переключатель режимов фокусировки: одиночный, непрерывный, ручной. Пожалуй, это самый неудобно расположенный элемент - находится под клавишей, раскрывающей байонетное крепление. Но зато переключать режимы „Одиночный" и „Непрерывный" можно без помощи меню.
Что касается колеса выбора режимов, оно не похоже на колеса бюджетных зеркалок. На его „крышке" находятся управляющие кнопки для установки баланса белого, чувствительности и уровня качества снимаемых кадров. А собственно колесо позволяет относительно оперативно (с нажатием на фиксатор) включать режимы с пользовательскими настройками и переходить в режим „таймера".
В ФОКУСЕ КАЧЕСТВО |
|
Даже при светочувствительности 1600 ISO „двухсотка" выдает замечательную картинку. Телесные тона при этом могут чуть уйти от естественной „окраски", но при съемке ночных пейзажей высокая светочувствительность порой незаменима. Параметры съемки: 1/8 сек, F/8,1600 ISO, приоритет диафрагмы |
СКОРОСТЬ И КАЧЕСТВО СЪЕМКИ
Теперь давайте посмотрим, как она работает не в теории, а на практике.
Камера очень быстра (не забываем, что „точкой отcчета" мы выбрали „семидесятку"). И чувствуется это в первую очередь не по времени включения и не по задержке срабатывания затвора, а по скорости работы автофокуса и скорости серийной съемки (до 5 кадров в секунду). При равных условиях (установленный объектив, освещение) „двухсотка" обгоняет „семидесятку" значительно. Точные интервалы зафиксировать сложно - они все-таки сильно зависят от объектива, и если ему не хватает света, он будет жужжать долгие секунды, стараясь зацепиться хоть за какую-нибудь линию или точку кадра. Но при этом „двухсотка" справляется с задачей фокусировки и быстрее, и качественнее „семидесятки". Ее без натяжки можно назвать камерой, подходящей для репортажной съемки.
А точность системы экспонометрии просто поражает! Самые сложные сюжеты
D200 обрабатывает так, что темные точки получают яркость, близкую к нулю, а самые яркие - близкую к максимальной. При матричном замере камера опирается на базу данных, собранную при анализе 30 000 реальных сцен (без сомнения, этот анализ был проведен не зря). Ну а при работе центрально-взвешенного замера фотограф получает возможность регулировать площадь „пятна". И пусть не с первого раза, но достаточно оперативно достигать идеального результата. Напомним, что программируемая кнопка на передней панели позволяет мгновенно переключать центрально-взвешенный и точечный замеры в матричный.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ВРЕЗКА |
Включение: |
0.15 сек (задержка срабатывания затвора - 50 мс, время затемнения видоискателя при поднятии зеркала – 105 мс) |
Фокусировка: |
с объективами на базе Nikon SWM (Silent Wave Motor) - практически мгновенная |
Баланс белого: |
отличный в большинстве случаев, ручная корректировка потребовалась при смешанном освещении (лампы накаливания + дневное освещение) |
Цифровой шум: |
до 400 ISO включительно практически отсутствует, даже при 1600 ISO не сильно портит кадры |
Автофокус и резкость в целом по тесту: |
отлично |
Особые плюсы: |
отличная эргономика, огромный набор функций, превосходная система экспонометрии |
Особые минусы: |
не замечены |
Что касается цветопередачи, здесь мы имеем возможность не только задавать в пользовательских настройках уровень насыщенности, но и выбирать один из трех цветовых режимов: первый делает более естественным тон кожи лица (и, понятное дело, рекомендуется для портретной съемки), второй расширяет диапазон цветопередачи (работает только с цветовым профилем Adobe RGB и подходит практически ко всем сюжетам), третий делает более насыщенными цвета растений (рекомендуется для съемки пейзажей).
В целом мы получаем картину, близкую к идеальной. Камера практически никогда не ошибается. Исключение составляет съемка в смешанном освещении (низкотемпературные источники + дневной свет), когда баланс белого чуть промахивается и снимки начинают „теплить". Впрочем, это легко лечится либо с помощью брекетинга по балансу белого, либо с помощью гибкой коррекции баланса (здесь возможны и точная установка в градусах Кельвина, и оперативная подстройка). Либо при съемке в формате NEF (Nikon Electronic Format - это „никоновское" название RAW). Кстати, при установке плагина Camera RAW 3.3 „сырые" файлы от
D200 прекрасно читаются в Photoshop CS2. Единственное, что приходится держать в уме - что каждый NEF-файл „весит" примерно 15 мегабайт. И на 2-гигабайтную карту памяти можно поместить всего 130 таких файлов. А если параллельно с RAW мы записываем JPEG - и того меньше.
Возможности Nikon D200 , с одной стороны, раскрываются мгновенно, с другой - их можно „раскапывать" годами, узнавая, что камера „может еще и это"!
ВЫВОДЫ
Что мы имеем в „сухом остатке"?
Два года назад нишу „цифровая зеркалка за 2000 долларов" занимала камера Canon EOS 20D. Сегодня „двадцатка" стоит чуть больше $1200.
И поскольку свято место пусто не бывает, ниша снова заполнилась. Причем
„двухсотка", похоже, заполнила нишу крепко и надолго. В тестовых статьях обычно не применяют превосходные эпитеты, но когда придраться просто не к чему, их приходится „озвучивать".
Общее впечатление от
D200 (после
„семидесятки") - что вы пересели с отлаженных, тюнингованных „Жигулей", у которых есть все, чтобы ездить, на иномарку класса Mitsubishi Lancer. Не самую дорогую, но у которой есть все, чтобы ездить с комфортом: мягкая подвеска, стеклоподъемники, климат-контроль и даже система навигации.
Кстати,
D200 тоже поддерживает возможность подключения к приемникам GPS (Global Positioning System) при помощи отдельно приобретаемого кабеля MC-35 GPS. При этом в каждый кадр могут быть „зашиты" данные о координатах места съемки. И это не единственная возможность, оставшаяся за рамками нашего теста, - только их полное перечисление заняло бы половину журнала.
|
ЭКРАН
Большой ЖК-экран с высоким разрешением (2.5 дюйма, 230 000 пикселей, увеличение кадра до 400%) с превосходной цветопередачей позволяет реально оценивать качество отснятых кадров |
УПРАВЛЯЮЩИЕ КНОПКИ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДИСПЛЕЙ
Кнопка спуска объединена в одну группу с кнопками выбора режима съемки (из набора P/A/S/M) и кнопкой установки экспокоррекции. Размеры информационного дисплея соответствуют имиджу профессиональной камеры |
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ РЕЖИМОВ
Переключатель режимов экспозамера разместился над навипэдом, а переключатель режимов автофокусировки - под навипэдом. Большой палец правой руки легко их достает |
|
УПРАВЛЯЮЩИЕ КНОПКИ
Для тех, кто привык к „семидесятке", несколько необычно будет расположение кнопок брекетинга и удаления кадров - они разместились под основным колесом управления |
NIKON D200 В РАБОТЕ |
ПОРТРЕТНАЯ СЪЕМКА |
СЪЕМКА НА УЛИЦЕ |
|
|
? + Отличный тональный и цветовой баланс
? - Замечаний нет |
? + Отличные результаты даже при повышенной чувствительности, 400 ISO можно использовать стандартной чувствительности
? - Замечаний нет |
СЪЕМКА В ПОМЕЩЕНИИ |
КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ |
|
|
? + Камера уверенно фокусируется даже при пониженном освещении
? - При смешанном освещении (лампы накаливания + дневной свет) автобаланс белого чуть уходит в сторону „теплоты" |
? + Отличная детализация, точная цветопередача
? - Существенных замечаний нет |
Заключение |
Nikon D200 действительно оказалась лучшей на сегодняшний день камерой для фотографа, стремящегося перейти из лиги полупрофессионалов в лигу профи. Ее возможности, с одной стороны, раскрываются мгновенно, с другой - их можно „раскапывать" годами, узнавая, что камера „может еще и это"! После общения с „двухсоткой" остается только один вопрос: „Когда же зеркалки Nikon научатся „засыпать" - автоматически выключаться, если их не трогают в течение 15 минут, получаса, часа… (идеальным вариантом станет соответствующая настройка)?"
|
Справедливости ради отметим, что в меню отдельно настраивается отключение экспонометрии и отдельно - отключение монитора, так что фактически, даже если камеру не выключить совсем, она все же уходит в „спящий" режим в соответствии с настройками, потребляя при этом мизерное количество энергии
| ФУНКЦИИ
|
10 |
|
| КАЧЕСТВО СНИМКОВ
|
10 |
|
| КОНСТРУКЦИЯ И ДИЗАЙН
|
10 |
|
| ЦЕНА/КАЧЕСТВО
|
10 |
|
ОБЩАЯ ОЦЕНКА 10
|
NIKON D200 |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Сенсор: |
CCD 23.6x15.8 мм, 10.92 МП (10.2 эффективных) |
Режимы экспозиции: |
P/A/S/M |
Запись снимков: |
JPEG, NEF (RAW 12bit), максимальный размер кадра - 3872x2592 пикселей |
Экспокоррекция:
Дисплей:
|
± 5 EV с шагом 1/3,1/2 или 1 ступень
2.5-дюймовый с регулировкой яркости, 230 000 пикселей |
Объектив: |
сменная оптика, байонет Nikon F (c сопряжением АФ и контактами АФ) |
Чувствительность ISO: |
100-1600 (с шагом 1/3,1/2 или 1EV с дополнительной регулировкой до 1EV при значениях свыше 1600) |
Фокусировка: |
TTL-фазовое детектирование, модуль АФ Nikon Multi-САМ 1000 с подсветкой автофокуса (эффективно работает в радиусе 0.5-3.0 метра); диапазон срабатывания от -1 до +19 EV (эквивалент 100 единиц ISO при температуре 20°C) |
Баланс белого: |
автоматический режим (баланс белого TTL с использованием 1005-пиксельного RGB-датчика), шесть ручных режимов с тонкой подстройкой, выбор цветовой температуры, предустановка баланса белого, брекетинг баланса белого (от 2 до 9 кадров с шагом 1,2 или 3) |
Режимы фокусировки: |
покадровая автофокусировка (S); непрерывная автофокусировка (C); ручная фокусировка (М); прогнозирующая следящая фокусировка (включается автоматически при автофокусировке по объекту в непрерывном режиме) |
Затвор: |
электронно-управляемый вертикальный фокальный затвор с выдержкой от 30 до 1/8 000 секунд с шагом 1/3,1/2 или 1EV и режимом ручной выдержки (Bulb). 100 000 гарантированных срабатываний затвора |
Экспозамер: |
основной элемент - 1005-сегментный RGB-датчик.
- Режим I - 3D цветовой матричный замер, тип II (с объективами типов G и D); цветовой матричный замер, тип II (прочие объективы с микропроцессором); цветовой матричный замер доступен с объективами без микропроцессора, если в настройках фотокамеры указаны параметры объектива;
- Режим II - центрально-взвешенный замер, 75% измерений приходится на круг диаметром 6, 8, 10 или 13 мм в центре кадра;
- Режим III - точечный замер, измерение с помощью круга диаметром 3 мм (примерно 2% от площади кадра) в центре активной зоны фокусировки (центральной зоны фокусировки, если установлен объектив без микропроцессора) |
Вспышка:
Память:
Электропитание:
Масса корпуса, г:
Размеры, мм:
Интерфейс:
|
синхронизация по передней шторке (обычная синхронизация); подавление эффекта красных глаз; подавление эффекта красных глаз с медленной синхронизацией; медленная синхронизация; синхронизация по задней шторке
карты памяти CompactFlash (CF) (тип I, II) и накопители Microdrive. Емкость до 8 ГБ
аккумуляторная литий-ионная батарея EN-EL3e, ресурс батареи - прибл. 1800 снимков
830 (без батареи и защитных крышек)
147x113x74
USB 2.0 (высокоскоростной, разъем mini-B); FTP-передача файлов и PTP/IP-управление фотокамерой/передача файлов с использованием передатчика WT-3 (IEEE 802.11b/g) (приобретается отдельно) |
СРАВНИТЕ! |
CANON EOS 5D
$3200/13 МП |
FUJIFILM FINEPIX S3 PRO
$2000/12 МП |
CANON EOS 30D
$1400/8 МП |
NIKON D70S
$960/6 МП |