DV-видеокамеры $490-1000
Ценовая категория |
$490-540 |
Canon |
MVX460 |
JVC |
GR-D650E |
Panasonic |
NV-GS47EE |
Samsung |
VP-D903Di |
Sony |
DCR-HC46E |
Ценовая категория |
$785-1000 |
Canon |
MVX4i |
Panasonic |
NV-GS500 |
Sony |
DCR-HC96E |
В сфере бытовой потребительской электроники видеокамеры всегда стояли немного особняком. Первая и самая очевидная причина - среди списка производителей камер только компании самого верхнего эшелона. Это, безусловно, стабилизирует рынок - ценовыми войнами здесь и не пахнет. Естественно, цены плавно снижаются, но обусловлено это снижение не столько конкуренцией внутри сектора, а скорее борьбой за потребителя как такового, особенно в связи с обострившимся давлением со стороны цифрового фото. В ответ появились первые модели видеокамер, записывающих картинку высокой четкости. Другой ответ индустрии - камеры с записью на жесткий диск в формате MPEG-2. Обладая как существенными достоинствами (большое время записи, легкое копирование на DVD), так и заметными недостатками (усложненное редактирование и более низкое качество записи по сравнению с MiniDV), эти аппараты занимают свою нишу, ориентируясь в основном на приверженцев компьютерных технологий. С противоположного фланга находятся DVD-камеры, записывающие на специальные болванки диаметром 8 см, и которые по очевидным причинам тоже не могут сравниться с участниками сегодняшнего теста.
В итоге мы сравнивали исключительно MiniDV-аппараты двух условных диапазонов: камеры за $500 и камеры за $1000. Небольшое исключение -
Sony.
DCR-HC96E - топовая MiniDV-камера этой фирмы на сегодняшний день. Более дорогие модели либо оснащаются винчестером (S&V №4, 2006), либо снимают видео высокой четкости в формате HDV (S&V №6, 2006).
Особенность этого теста - практически полный охват размеров используемых сенсоров. Связано это с тем, что в топовых моделях изготовители стремятся обеспечить фоторежим с максимальным количеством пикселей и, как следствие, устанавливают матрицы большего размера. Но реально в качестве серьезной альтернативы фотоаппарату камеру в этом режиме рассматривать нельзя независимо от количества виртуальных мегапикселей на борту. Причем ограничивает качество не только (и не столько) разрешение матрицы, сколько оптические характеристики объектива, оптимизированного для работы с видео - высокая кратность зума вызывает сильные хроматические аберрации и четкость, недостаточную даже для 3-4-мегапиксельных моделей. По этой причине, по нашему мнению, обращать внимание на число мегапикселей надо в самую последнюю очередь, сосредоточившись на главном - качестве картинки при записи видео, удобстве эксплуатации и потребительских функциях. Именно это и является главным мотивом сегодняшнего теста.
Canon MVX4i $1000
Изображение |
* * * * * |
Звук |
* * * * |
Конструкция |
* * * * * |
Функции |
* * * * * |
Управление |
* * * * |
Качество/цена |
* * * * |
? Достоинства: проработанность конструкции и тщательность исполнения, разнообразное оснащение
? Недостатки: требующая привыкания эргономика
|
? Смещенные почти к видоискателю микрофоны «пишут» звук достаточно хорошо, но при этом так и норовят попасть под указательный палец
|
Конструкция. Среднегабаритная камера «вертикального» формата. Покрытие, элементы декора (в том числе кнопки) и отделка - все ненавязчиво, с достоинством напоминает о высоком статусе аппарата. В целом камера приятно удивляет тщательностью исполнения и продуманностью в мелочах. Все разъемы закрыты, переключатели и подвижные узлы мягко и четко фиксируются, дисплей имеет высокое разрешение и хорошую цветопередачу. Объектив довольно крупный и светосильный. Сразу отмечается обилие органов управления, но их расположение не во всем традиционно, в частности, движок трансфокатора вынесен вперед, фактически под безымянный палец. Новичку это смещение, скорее всего, покажется безразличным, но обладателю традиционного опыта придется привыкать, хотя, думаем, затруднений не будет. Придется только тщательно отрегулировать размер кистевого ремня. Другая особенность - смещенные назад микрофоны, что неизбежно отражается на их диаграмме направленности, и к тому же один из них может перекрываться указательным пальцем.
Функции. В камере такого уровня, естественно, разнообразно представлены как ручные режимы съемки, так и всевозможные эффекты для украшения действительности. Ручной баланс содержит аж 6 пресетов: три для разных ситуаций естественного и три для различных видов искусственного освещения, и, кроме того, есть режим настройки по образцу. Полезным может оказаться индикатор уровня звука, особенно с учетом расположения встроенных микрофонов. Эффекты обработки изображения равноценно работают как при съемке, так и при воспроизведении, так что оператору предоставляется удобная возможность зафиксировать реальность, а «улучшать» ее при желании уже во время перегона - при выборе маленькая картинка в углу дисплея отражает суть изменения, помогая выбрать подходящий эффект.
«Сетевой режим» - подключение к компьютеру в качестве WEB-камеры - присутствует, хотя, как нам кажется, это не слишком важная задача для аппарата такого уровня. Для режима фото имеется возможность регулировки энергии встроенной вспышки.
Управление. Все управление поделено на три части по степени оперативности использования. Ручные фокус и экспозиция, светодиодный фонарь и вспышка для фото, компенсатор подсветки и выбор носителя для записи - все эти функции управляются прямыми кнопками, а режимы баланса белого, эффекты обработки изображения - собраны в меню FUNCTIONS. Все прочие настройки «длительного пользования» отнесены в отдельное меню. Во избежание путаницы эти два меню активируются соответствующими кнопками. В целом такая концепция обеспечивает удобную работу, хотя специфика конструктивных решений налагает свой отпечаток.
Рекомендации. Добротная камера будет радовать владельца как качеством исполнения, так и качеством работы.
Технический комментарий |
|
|
|
Картинка очень качественная с хорошей разрешающей способностью как по центру, так и по краям кадра. Муар реально заметен лишь на тестовых таблицах. Хроматические аберрации оптики практически отсутствуют, что говорит о качественном оптическом тракте. При сложном искусственном освещении автоматический баланс белого показал сдвиг в сторону теплых тонов, баланс по тестовой мишени дает практически идеальный результат.
|
Изображение |
* * * * |
Звук |
* * * * * |
Конструкция |
* * * * * |
Функции |
* * * * * |
Управление |
* * * * * |
Качество/цена |
* * * * * |
? Достоинства: продуманная, эргономичная конструкция, высокое качество изображения и звука
? Недостатки: шумы на изображении при низкой освещенности
|
? Несмотря на малый размер встроенный осветитель работает очень эффективно, как достаточно мощный фонарь
|
Конструкция. Дизайн
460-го производит впечатление лаконичной скромности, однако впечатление это обманчивое. После нескольких съемок начинаешь понимать, насколько рационально и эргономично все скомпоновано - все органы управления сгруппированы под большой и указательный пальцы правой руки. За крышкой откидывающегося дисплея размещены только цифровые порты USB и DV и аккумулятор. Микрофоны размещены оптимально, в нижней части передней панели, на максимальном отдалении от привода трансфокатора и от лентопротяжного механизма. Предусмотрен разъем для подключения внешнего микрофона и аналогового входа на запись. Встроенная вспышка отсутствует (для фоторежима она и не нужна), зато имеется мощный осветитель, собранный из двух светодиодов.
Функции. Для камеры бюджетного класса функциональное оснащение достаточно полно, все режимы, ставшие стандартом для камер MiniDV, имеются в наличии. В фоторежиме кадры могут записываться либо с разрешением 1152x864 либо 640x480, а запись видео на SD-карту поддерживается с разрешением 320 или 160 строк. Вообще, режим цифровой камеры довольно продвинут, в нем, например, есть не только ручные режимы, но даже возможность серийной съемки или брекетинг по экспозиции, хотя от именитой фотографической фирмы ожидать подобное вполне естественно. Другое дело, что снятые кадры можно использовать только как обои рабочего стола.
Управление. Концепция организации управления построена так, что управление всеми режимами можно производить двумя пальцами правой руки. Более того, настройки камеры можно без проблем менять, не открывая откидной дисплей и пользуясь только видоискателем. В условиях реальной съемки это может оказаться весьма полезным. Организация меню (русский язык поддерживается) очень логична и понятна, единственное, что может потребовать привыкания - джойстик управления меню. Его размер, как и других второстепенных клавиш, немного маловат, хотя с другой стороны это предотвращает случайное нажатие. Зато управление основными режимами (старт-стоп и трансфокатор) очень комфортно. Предусмотрена, например, даже такая «мелочь» как возможность задания трех скоростей зумирования (плюс переменная). За счет продуманной компоновки очень удобна работа с видоискателем (невыдвижным) - ничто никуда не упирается и ничему не мешает. Единственная особенность управления от
Canon - отсутствие выхода в меню прямой кнопкой: для этого сначала надо войти в функциональное меню и только из него выйти в меню установок. Логично, но немного непривычно.
Рекомендации. Несмотря на более чем демократичную цену аппарат отличается очень удобной продуманной конструкцией, эргономичным управлением и сбалансированным качеством изображения и звука.
Технический комментарий |
|
|
|
Отличия MVX460 от MVX4i находятся на уровне погрешности измерений, что обусловлено существенно меньшими размерами оптики и матрицы. Немного хуже разрешение, чуть заметнее муар, сильнее погрешность установки автобаланса белого (и на автомате, и по тестовой мишени). По краям кадра появляются хроматические абберации, но их уровень пренебрежимо мал и в условиях реальной съемки они будут практически незаметными.
|
JVC GR-D650E $515
Изображение |
* * * |
Звук |
* * * * |
Конструкция |
* * * * |
Функции |
* * * * |
Управление |
* * * |
Качество/цена |
* * * |
? Достоинства: наличие 1,3х телеконвертера
? Недостатки: заметное снижение четкости по краям кадра
|
? При стандартных для своего класса размерах и наличии 15-кратного зума объектив этой камеры обладает выдающимся значением светосилы
|
Конструкция. Камера вертикальной конструкции с зарядкой кассеты снизу. Особо изысканного впечатления она не производит - нарушает гармонию сильно выдающийся аккумулятор. Радует, что разработчики предусмотрели выдвижную конструкцию видоискателя, благодаря чему аккумулятор не мешает при работе. Отличительные особенности: светосильный объектив с 15-кратным зумом и максимальным относительным отверстием F/1:1,2. Секрет такой выдающейся светосилы заключается в малом размере матрицы, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Встроенная вспышка не предусмотрена, зато имеется мощный светодиодный фонарь для подсветки темных сцен. В ряде случаев его наличие может компенсировать шумы матрицы. Традиционно для JVC его включение активирует режим ночной съемки с накоплением заряда.
Функции. Функциональный набор можно считать типовым для MiniDV-камер начального уровня. GR-D650 поддерживает три разрешения для цифрового фото: 640x480, 1024x768 и 1280x960, что подойдет для обоев рабочего стола, а на большее встроенное факультативное фото и не претендует. Интересная и полезная функция - 1,3х телеконвертер, работающий в любом режиме, даже с максимальным цифровым зумом. Причем, в отличие от цифрового зума, деградации качества картинки при его включении почти незаметно, потому что для его реализации используются незадействованные при записи видео чувствительные элементы матрицы.
Управление. Его организация довольно любопытна. В качестве большинства элементов меню использованы пиктограммы. Смысл некоторых очевиден (пиктограмма кино- или фотокамеры), однако о других этого не скажешь. Впрочем, положение немного спасают подсказки появляющиеся при активации функции, тем более что меню русифицировано. Расположение органов управления оптимальным не назовешь - размер корпуса довольно большой, а клавиши управления трансфокатором, включением питания и режимами наоборот, непропорционально малы. Основные органы управления не только спрятаны за откидывающимся экраном, но и еще излишне утоплены вглубь корпуса, что несколько затрудняет их использование. Управление трансфокатором немного неудобно за счет размещения соответствующей клавиши на верхней панели камеры. Хотя ручной режим фокусировки предусмотрен, его наличие можно назвать номинальным - управление производится клавишами навигации меню, что затрудняет его оперативное использование.
Рекомендации. Камера начального уровня с 15-кратным оптическим трансфокатором, светосильным объективом и дополнительным телеконвертером (цифровой зум лучше сразу выключить) может стать хорошим рабочим инструментом начинающего энтузиаста домашнего видео.
Технический комментарий |
|
|
|
Наличие светосильного зума с 15-кратным оптическим увеличением отрицательно сказалось на качестве изображения. Оптика, что называется, явно мылит, причем особенно это заметно по краям кадра. С другой стороны, муара и хроматических аберраций почти незаметно. Интересно ведет себя автоматика баланса белого - это редкий случай, когда она дает лучший результат, чем калибровка по тестовой мишени.
|
Изображение |
* * * * * |
Звук |
* * * * * |
Конструкция |
* * * * * |
Функции |
* * * * * |
Управление |
* * * * |
Качество/цена |
* * * * |
? Достоинства: оптический стабилизатор, высокое качество изображения
? Недостатки: излишне чувствительный джойстик
|
? Рифленое кольцо на объективе - не декорация, а ручная настройка фокуса - как в дорогих фотоаппаратах
|
Конструкция. Самая крупная камера в тесте. Особенно выделяется тубус объектива, подчеркивая статус аппарата в целом. Перед нами один из «последних могикан» - камера с тремя матрицами. Прогресс в их производстве, выражающийся, в частности, в бурном росте количества пикселей и, конечно, в улучшении большинства их параметров, привел к постепенному вытеснению трехматричных камер из любительского сектора. Уже несколько лет к нам в тесты попадает в лучшем случае одна представительница этой уходящей категории.
Новый
Panasonic, несмотря на массу порядка 600 г, удобно «устраивается» практически в любой руке. Это обеспечивают, в первую очередь, обводы корпуса - ширина камеры заметно меньше высоты, а крышка лентопротяжного механизма сформирована таким образом, что пальцы независимо от их длины произвольно находят упор, четко фиксируя камеру в ладони.
Подобно большинству камер Panasonic высокого уровня, «пятисотка» оснащена объективом Leica. Объектив этот не только выглядит большим, но и реально отличается большим диаметром входной линзы и приличной величиной светосилы. Но, скорее, основным достоинством оптической системы камеры следует считать встроенный оптический стабилизатор, который в последние годы становится все большей экзотикой. Габариты камеры позволили установить аккумулятор повышенной емкости, что при вполне среднем энергопотреблении несомненно является достоинством.
Функции. Их набор можно охарактеризовать как «типовой расширенный». Все ручные настройки и режимы съемки, набор эффектов, ночной цветной режим (накопление), быстрая готовность к съемке (старт за 1,7 с), настройка микрофонов, предохранение от случайной съемки «в пол», фотосъемка серией до 10 кадров, прямая печать снимков (протокол PictBridge) и т.д.
Управление камерой организовано, как нам показалось, весьма разумно. Практически все основные манипуляции осуществляются двумя элементами - в наибольшей мере джойстиком и отчасти дисковым переключателем режимов. Джойстик задействован как при общении с русифицированным меню, так и при использовании ручных режимов съемки. Исключение составляет ручная фокусировка, выполняемая демпфированным кольцом на объективе. Джойстик удобно размещен, легко и четко перемещается и фиксируется. Единственный упрек - высокая чувствительность, из-за чего с непривычки легко «промахнуться». Но с такой особенностью легко освоиться - это вопрос тренировки. В случаях, когда при съемке приходится удерживать камеру в неудобном положении, можно воспользоваться миниатюрным проводным пультом ДУ.
Рекомендации. Камера, безусловно, понравится тем любителям домашнего видео, кто ценит солидный вид в сочетании с добротным и продуманным исполнением.
Технический комментарий |
|
|
|
Преимущества трехчиповой схемы заметны с первого взгляда. Несмотря на то, что разрешение находится на среднем уровне, высока детализация и равномерность по полю, а какие-либо артефакты (муар, хроматические аберрации и т.д.) практически отсутствуют. Лучшую в тесте точность показал автобаланс белого, даже в полностью автоматическом режиме обеспечивший исключительно высокую точность цветопередачи.
|
Panasonic NV-GS47EE $515
Изображение |
* * * * |
Звук |
* * * * * |
Конструкция |
* * * * * |
Функции |
* * * * |
Управление |
* * * * |
Качество/цена |
* * * * |
? Достоинства: рациональная и эргономичная конструкция
? Недостатки: нет подсветки снимаемой сцены, шумы при недостаточном освещении
|
? Боковая загрузка кассеты позволила конструкторам придать корпусу камеры очень удобную для обхвата сплюснутую форму
|
Конструкция. С самого первого взгляда конструкция и дизайн камеры обращают на себя внимание немного нетрадиционной формой корпуса. Ради этого разработчики пошли на нестандартный вариант компоновки лентопротяжного механизма, размещенного в камере горизонтально. На нашей памяти это первый и единственный пример подобной компоновки, и заметим, что первый блин не стал комом. Достаточно взять камеру в руку, чтобы оценить отличную ухватистость и удобство удержания. В остальном конструкция производит впечатление рациональной простоты и достаточности - нет ни встроенной вспышки, ни подсветки (у старшей модели линейки подсветка есть). Компоновка с задним расположением батареи принуждает разработчиков делать тубус видоискателя выдвижным. Уникальная особенность аппарата - 30-кратный оптический супермегазум. По этому параметру у Panasonic'а конкурентов нет. Как скажется повышенная кратность объектива на качестве картинки - смотрите соответствующий раздел теста.
Функции. Под стать 30-кратному оптическому зуму тысячекратный (!) цифровой! Кто больше? К счастью, разработчики предусмотрели и разумный 50-кратный компромисс. В остальном функциональный набор стандартен для камер формата MiniDV. Из относительно редко встречающихся упомянем режим смягчения оттенков кожи, который может оказаться полезным при съемке портретов крупным планом. Обратите внимание на достаточное освещение и правильный баланс белого, необходимые для максимального эффекта. Встроенная фотокамера обеспечивает работу в режиме 640x480 или 320x240 (WEB-камера).
Управление организовано очень удобно - органы управления расположены на своих местах, их размер и форма рационально подобраны. Очень удобно, что для оперативного изменения параметров можно использовать как откидной дисплей, так и видоискатель - почти все органы управления вынесены на правую сторону камеры - под откидным дисплеем находится только переключатель управления фокусировкой: авто или ручной. Фактически все манипуляции можно проводить большим и указательным пальцами правой руки. Обратите внимание на очень удобную компоновку переключателя режимов и джойстика, жаль только, что чувствительность джойстика излишне высока - вероятность случайно промазать и активировать не тот режим довольно велика. Хотя это, безусловно, вопрос привычки. Организация русифицированного меню логична и интуитивно понятна.
Рекомендации. Главная сильная сторона камеры - удобство и эргономичность. С этой задачей разработчики Panasonic справились блестяще, продумано практически все, поэтому работа с камерой доставляет только приятные эмоции.
Технический комментарий |
|
|
|
Отличие от NV-GS500 разительно: 30-крат оптический зум изрядно «муарит» и «мылит». Реальная разрешающая способность по центру кадра не превышает 430 ТВЛ, после чего начинается муар. Увы, его уровень самый сильный в тесте. Спад четкости по краям изображения не столь силен. Баланс белого в положении «авто» сдвинут в сторону розовых тонов, а при низком освещении появляется заметный шум.
|
Samsung VP-D903Di $490
Изображение |
* * * |
Звук |
* * * |
Конструкция |
* * * * |
Функции |
* * * * * |
Управление |
* * * * * |
Качество/цена |
* * * |
? Достоинства: сбалансированное дружелюбное управление
? Недостатки: высокое энергопотребление, низкое качество изображения
|
? Рифленое кольцо на объективе - просто декорация. Широкий пульт ДУ необычен по форме, но удобным его не назовешь
|
Конструкция. Среднегабаритная камера традиционной компоновки. Благодаря высокому корпусу хорошо ложится в среднюю или крупную руку. Выдвижной тубус видоискателя чуть перекрывает выступающий назад штатный аккумулятор. Но попытка установить батарею повышенной емкости, скорее всего, приведет к проблемам в пользовании видоискателем. И проблема эта отнюдь не теоретического плана, так как камера самая «прожорливая» в тесте. Более того, в ней не предусмотрено автовыключение питания при отсутствии активных действий, вместо этого после пятиминутной паузы включается режим ДЕМО. Немногочисленные кнопки и многочисленные разъемы просторно разместились по всей поверхности камеры. Конструкторы использовали даже нижний торец для размещения слота карты памяти.
Функции. Набор возможностей довольно обширный. Полноценно представлены ручные режимы съемки. Автобаланс белого дополняют два пресета для улицы и помещения. Точность попадания последнего, мягко говоря, невелика, но все проблемы поможет снять коррекция баланса по образцу, сохраняемая в памяти аппарата до следующей подстройки. Шкала ручной коррекции экспозиции содержит 30 фиксированных пресетов, плюс к этому можно варьировать скорость срабатывания матрицы в диапазонах от 1/50 до 1/10000 и от 1/25 до 1/6 секунды. Набор эффектов обработки изображения вполне типовой. Странно только, что режим широкоэкранной съемки в формате 16:9 тоже попал в число эффектов вместе с мозаикой, сепией, зеркалом и т.п. На карту памяти камера пишет фотокадры с разрешением 1152x864 или 576x432 и видео размером 320x240.
Управление камерой удачно сбалансировано. Есть качественно русифицированное меню, куда сведены практически все режимы и настройки. Вся совокупность страниц в нем оформлена в виде «дерева», строением похожего на древо файлов в любом файл-менеджере. Для навигации по страницам служит клавиша-качалка. Как показал наш опыт, перемещение по вертикали страниц, пунктов и подпунктов в едином формате с помощью этой качалки оказалось исключительно простым и удобным. Внутрь страниц убраны и оперативные настройки, в частности, режимы фокуса, баланса белого, экспозиции, но в меню нужно только выбрать соответствующую позицию конкретного режима для ручной коррекции. Активация этих ручных поправок производится через отдельный экран быстрого доступа, включаемый непосредственно качалкой. Такое сочетание ручных и автоматических режимов позволяет гибко и легко реагировать на меняющиеся условия съемки. И, конечно, есть режим полного автомата EASY, отменяющий все ручные установки, но возвращающий к ним при его отмене.
Рекомендации. Камера с хорошим функциональным набором и удобно организованным управлением. Такой аппарат должен привлечь начинающих видеолюбителей.
Технический комментарий |
|
|
|
Качество картинки на среднем уровне: четкость около 450 ТВЛ, причем желание визуально субъективно увеличить резкость приводит к появлению заметных артефактов в виде ложных контуров и муара. Изображение по краям кадра немного «мылит», а автоматический баланс белого дает самую сильную погрешность и на автомате, и при калибровке по тестовой мишени. Причем в последнем случае цветовой тон смещается в зелень.
|
Изображение |
* * * * * |
Звук |
* * * * * |
Конструкция |
* * * * |
Функции |
* * * * * |
Управление |
* * * * |
Качество/цена |
* * * * * |
? Достоинства: наличие дополнительных функциональных возможностей управления фокусом, экспозамером
? Недостатки: нет фонаря для подсветки, незащищенный разъем на дне камеры для установки на Handycam Station
|
? Высокий класс камеры виден сразу - объектив явно больше, чем у младшей модели, да и отделка корпуса, несмотря на общность в дизайне, заметно богаче
|
Конструкция. Новое слово в конструкции камер от Sony - наличие специальной площадки для установки камеры - Handycam Station. На нее вынесены все внешние интерфейсы, что позволяет упростить подключение камеры к стационарному оборудованию. К счастью, большинство разъемов продублированы, и на самой камере, нет только цифрового DV-интерфейса. В целом компоновку можно назвать классической. Тубус видоискателя выдвижной, за счет чего аккумулятор (даже повышенной емкости) не мешает при съемке. Другая фирменная особенность Sony - широкоэкранный, чувствительный к нажатию дисплей. Жаль, что разработчики отказались от белого фонаря для подсветки темных сцен, а имеющаяся ИК-подсветка обеспечивает монохромную картинку, напоминающую прибор ночного видения. Зато в наличии вспышка для фоторежима.
Функции. Использование чувствительного к нажатию дисплея позволило разработчикам реализовать несколько уникальных функций. Например, режим точечного фокуса, когда камера фокусируется по выбранной на экране точке кадра. Аналогично работает и точечный экспозамер - при сложном комбинированном освещении такая возможность может оказаться очень полезной. Другой вопрос, что использование этих возможностей при реальной съемке требует изрядного навыка и тренировки, хотя полученный результат может выглядеть очень профессионально. Например, при съемке диалога, когда лицо говорящего в кадре выделяется фокусом, а лица слушающих немного расфокусируются. Встроенное фото поддерживает запись в трех режимах: 3 МР, 1,9 МР и 0,3 МР.
Управление. Несмотря на то, что размер камеры миниатюрным никак не назовешь (и это ни в коей мере не является недостатком), «ухватистость» камеры ориентирована на руку среднего размера, и в крупных мужских ладонях она может чувствовать себя немного неуютно. При этом сами органы управления выполнены очень хорошо и добротно - удобное управление трансфокатором, переключение режимов и старт-стоп уже стали визитной карточкой видеокамер от Sony. А другая фирменная инновация - чувствительный к нажатию дисплей имеет как своих противников, так и ярых сторонников. С одной стороны, управлять им не очень удобно, особенно правой рукой, а на ярком солнце дисплей становится нечитаемым. С другой стороны, такая концепция управления позволяет разместить гораздо больше элементов управления, чем разработчики и воспользовались. От обилия возможностей меню немного рябит в глазах, благо предусмотрена возможность сортировки его элементов и подстройки их «под себя», то есть оставить и сгруппировать наиболее используемые опции по своему собственному вкусу.
Рекомендации. Возможно, работа с камерой потребует времени на освоение и привыкание, зато полученный результат наверняка порадует.
Технический комментарий |
|
|
|
Традиционный для Sony баланс характеристик: высокая четкость (более 550 ТВЛ) с хорошей равномерностью по всему полю кадра дополняется практически полным отсутствием муара и хроматических аберраций. Единственный минус - довольно сильный пик характеристики на средних частотах, вызывающий ложные контуры на контрастных переходах. Автоматический баланс белого неплох, калибровка по тестовой мишени безупречно точна.
|
Изображение |
* * * * |
Звук |
* * * * * |
Конструкция |
* * * * |
Функции |
* * * * * |
Управление |
* * * * |
Качество/цена |
* * * * |
? Достоинства: разнообразное функциональное оснащение, удобный в руке корпус
? Недостатки: незащищенный разъем на дне камеры для установки на Handycam Station
|
? Несмотря на унификацию с более дорогими камерами, объектив у «46-й» явно меньше
|
Конструкция. Эту камеру хочется охарактеризовать как торжество минималистских тенденций. По крайней мере, внешне. Пластмассовый корпус, серая матовая отделка поверхности, матовые покрытия редких металлических деталей и мало надписей. Даже кнопок, одновременно являющихся элементами декора, всего три. Подобное положение и с органами коммутации - только два разъема: один AV-выход и на дне разъем для установки в подставку Handycam Station, через которую и осуществляется вся остальная коммутация (вход/выход i.Link, USB-порт и AV-разъем). Подключать миниатюрную камеру к внешним приборам, предварительно поставив ее на устойчивую площадку, бесспорно, удобно. Удивило только отношение разработчиков к разъему. На подставке он защищен подвижными шторками, а на нижней поверхности самой камеры - открытая «всем дождям и грязям» щель. Опасаемся, что со временем могут возникнуть проблемы с коммутацией или хотя бы необходимость чистки контактов разъема, особенно при эксплуатации камеры на природе.
В качестве встроенной подсветки в камере имеется только фирменный осветитель на ИК-светодиоде, с помощью которого можно получить картинку в полной темноте, но монохромную.
Функции. При всей скромности и лаконичности внешнего оформления камеры ее функциональное оснащение оказывается неожиданно разнообразным, доставшимся от аппарата более высокого уровня. Разнообразно представлены традиционные ручные режимы съемки - баланс белого с пресетами и калибровкой, фокус, экспозиция. Но особый интерес, по нашему мнению, вызывают режимы точечного экспозамера и точечной фокусировки, которые благодаря тактильному дисплею не только просты и удобны в использовании, но и эффективны. Также интересна многофункциональная кнопка Disp/lnfo Bat. При включенной камере она управляет выводом информации и лампой подсветки дисплея. При выключенном питании этой же кнопкой на экран выводится детальная информация о состоянии аккумулятора.
Управление. Компактный корпус на удивление ладно помещается в руке среднего и крупного размера. Сосредоточение управления через тактильный дисплей позволяет не перехватывать камеру при коррекции настроек. Движок трансфокатора, на наш взгляд, действует несколько резковато, а если нужно сдвинуть фокус чуть-чуть, советуем воспользоваться кнопками на рамке дисплея. В этом случае скорость трансфокации постоянная, но зато легко обеспечить плавное и точное перемещение. В целом управление продуманное, но необходимость при съемке с видоискателем «залезать» в дисплей для настройки - это специфика не камеры, а концепции тактильного управления. Для упрощения можно воспользоваться режимом EASY (автоматическим).
Рекомендации. Камера скромного вида, но хорошего качества и приличных возможностей, и все это по доступной цене.
Технический комментарий |
|
|
|
Разрешающая способность по сравнению с НС96 снижена, а на мелких деталях изображения появляется заметный муар. Однако равномерность по полю хороша, и хроматические аберрации отсутствуют. Закономерно увеличился только уровень шумов. Электронная начинка обеих камер унифицирована, поэтому эффективность работы автоматического баланса белого столь же хороша, что и у старшей модели.
|
ФИРМА МОДЕЛЬ |
Canon MVX460 |
JVC GR-D650E |
Panasonic NV-GS47EE |
Samsung VP-D903Di |
Sony DCR-HC46E |
? Изображение
|
Формат записи |
MiniDV |
MiniDV |
MiniDV |
MiniDV |
MiniDV |
Оптика |
F, мм
|
3,0-60,0 |
3,0-45,0 |
1,9-57,0 |
3,6-43,2 |
3,0-36,0 |
светосила
|
1:1,8 |
1:1,2 |
1:1,8-1:3,9 |
1:1,8 |
1:1,8-1:2,5 |
Кратность вариообъектива, оптическая/цифровая |
20/80/800 |
15/60/700 |
30/50/1000 |
12/100/200/400/900 |
12/24/800 |
? Звук
|
Формат записи |
12/16 |
12/16 |
12/16 |
12/16 |
12/16 |
? Конструкция
|
Видоискатель |
ЖК, цветной |
ЖК, цветной |
ЖК, монохромный |
ЖК, цветной |
ЖК, цветной |
Размер |
ЖК-дисплея, дюйм
|
2,7 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,7 |
ПЗС, дюйм
|
|
|
1/6 |
|
1/5,5 |
Число пикселей, тыс. |
|
|
н.д. |
|
1070 |
Диаметр резьбы под светофильтр, мм |
27 |
30,5 |
30,5 |
30 |
25 |
Стабилизатор изображения |
электронный |
электронный |
электронный |
электронный |
электронный |
Трансфокатор с переменной скоростью |
? |
? |
? |
? |
? |
Флэш-карта, тип/в комплекте |
SD/?
|
SD/?
|
SD/?
|
Memory Stick/?
|
Memory Stick Duo/?
|
Интерфейс прямого подключения к ПК |
IEEE1394, USB 2.0 |
IEEE1394, USB 2.0 |
IEEE1394, USB 2.0 |
IEEE1394, USB 2.0 |
IEEE1394, USB 2.0 |
Ручная фокусировка |
? |
? |
? |
? |
? |
Ручной баланс белого/пресеты |
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
Разъем внешнего микрофона |
? |
? |
? |
? |
? |
головных телефонов |
? |
? |
? |
? |
? |
DV-вход/выход |
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
Встроенная вспышка/осветитель |
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
Емкость аккумулятора, мАч |
850 |
700 |
640 |
1100 |
500 |
Потребляемая мощность, Вт |
|
|
3,1 |
5,6 |
2,7 |
Габаритные размеры, (ШхВхГ), мм |
57x77x109 |
59x112x97 |
82x69x120 |
55x98x118 |
65x79x113 |
Масса без кассеты и аккумулятора, г |
430 |
500 |
410 |
445 |
380 |
? Функции
|
Режим ФОТО |
? |
? |
? |
? |
? |
Запись в формате 16:9 |
? |
? |
? |
? |
? |
Корректор временных искажений |
? |
? |
? |
? |
? |
Long Play запись/воспроизв. |
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
Запись |
с аналоговых входов
|
? |
? |
? |
? |
? |
DV-входа
|
? |
? |
? |
? |
? |
видео и звука на карту
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
Счетчик реального времени/тайм-код |
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
Индикация остатка ленты |
? |
? |
? |
? |
? |
? Управление
|
Управление через меню |
? |
? |
? |
? |
? |
Меню и титры на русском языке |
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
EndSearch |
? |
? |
? |
? |
? |
Монтажный интерфейс |
? |
? |
? |
? |
? |
Ускорение |
? |
? |
? |
? |
? |
Стоп-кадр |
? |
? |
? |
? |
? |
Автодата/индексы |
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
Пульт ДУ |
? |
? |
? |
? |
? |
?-да, ?-нет, «-» - нет данных |
|
$515 |
$540 |
$515 |
$490 |
$500 |
ФИРМА МОДЕЛЬ |
Canon MVX4i |
Panasonic NV-GS500 |
Sony DCR-HC96E |
? Изображение
|
Формат записи |
MiniDV |
MiniDV |
MiniDV |
Оптика |
F, мм
|
6,1-61,0 |
3,3-39,6 |
5,1-51,0 |
светосила
|
1:1,8 |
1:1,6-1:2,8 |
1:1,8-1:2,9 |
Кратность вариообъектива, оптическая/цифровая |
10/40/200 |
12/30/700 |
10/20/120 |
? Звук
|
Формат записи |
12/16 |
12/16 |
12/16 |
? Конструкция
|
Видоискатель |
ЖК, цветной |
ЖК, цветной |
ЖК, цветной |
Размер |
ЖК-дисплея, дюйм
|
2,5 |
2,7 |
2,7 |
ПЗС, дюйм
|
|
1/4,7 |
1/3 |
Число пикселей, тыс. |
|
1070x3 |
3310 |
Диаметр резьбы под светофильтр, мм |
34 |
43 |
30 |
Стабилизатор изображения |
электронный |
оптический |
электронный |
Трансфокатор с переменной скоростью |
? |
? |
? |
Флэш-карта, тип/в комплекте |
SD/?
|
SD/?
|
Memory Stick Duo/?
|
Интерфейс прямого подключения к ПК |
IEEE1394, USB 2.0 |
IEEE1394, USB 2.0 |
IEEE1394, USB 2.0 |
Ручная фокусировка |
? |
? |
? |
Ручной баланс белого/пресеты |
?/?
|
?/?
|
?/?
|
Разъем внешнего микрофона |
? |
? |
? |
головных телефонов |
? |
? |
? |
DV-вход/выход |
?/?
|
?/?
|
?/?
|
Встроенная вспышка/осветитель |
?/?
|
?/?
|
?/?
|
Емкость аккумулятора, мАч |
850 |
1150 |
500 |
Потребляемая мощность, Вт |
|
4,5 |
3,3 |
Габаритные размеры, (ШхВхГ), мм |
51x101x102 |
91x73x153 |
72x91x120 |
Масса без кассеты и аккумулятора, г |
410 |
570 |
460 |
? Функции
|
Режим ФОТО |
? |
? |
? |
Запись в формате 16:9 |
? |
? |
? |
Корректор временных искажений |
? |
? |
? |
Long Play запись/воспроизв. |
?/?
|
?/?
|
?/?
|
Запись |
с аналоговых входов
|
? |
? |
? |
DV-входа
|
? |
? |
? |
видео и звука на карту
|
?/?
|
?/?
|
?/?
|
Счетчик реального времени/тайм-код |
?/?
|
?/?
|
?/?
|
Индикация остатка ленты |
? |
? |
? |
? Управление
|
Управление через меню |
? |
? |
? |
Меню и титры на русском языке |
?/?
|
?/?
|
?/?
|
EndSearch |
? |
? |
? |
Монтажный интерфейс |
? |
? |
Lanc |
Ускорение |
? |
? |
? |
Стоп-кадр |
? |
? |
? |
Автодата/индексы |
?/?
|
?/?
|
?/?
|
Пульт ДУ |
? |
? |
? |
?-да, ?-нет, «-» - нет данных |
|
$1000 |
$1000 |
$785 |
? Результаты
Подводя итоги и проанализировав полученные данные, отметим неизбежную широту охваченного нами ценового диапазона видеокамер. С одной стороны, как мы уже упоминали выше, «узок круг этих революционеров», производящих видеокамеры. С другой, каждый из них старается угодить всем вкусам и кошелькам, производя камеры разных достоинств и представляя на рынке линейки аппаратов, охватывающие практически весь ценовой спектр. Подбирая компанию на тест, мы постарались остановиться на наиболее характерных представителях таких линеек. Так в одной компании и оказались камеры, отличающиеся по цене в два раза. Такое соседство понуждает нас к дифференциации достоинств, особенно в том, что касается отделки, оснащения и управления, но зато, надеемся, станет более очевидным что почем.
? Изображение
Стремление производителей поразить потенциального покупателя установленными на борту дополнительными мегапикселями привело к существенному разбросу используемых сенсоров как по их типу, так и по размеру. Разница может быть более чем в два раза - от 1/3 дюйма до 1/6. Причем, если раньше больший размер матрицы почти автоматически означал лучшую чувствительность, больший динамический диапазон и меньший шум, то теперь положение изменилось - большая матрица полностью используется только в фоторежиме (при этом качество картинки в большинстве случаев все равно не дотягивает даже до уровня цифровых мыльниц), а при записи видео реально может использоваться только ее малая часть. Кроме того, довольно существенную роль играют алгоритмы обработки и шумоподавления сигнала с матрицы, так что результат, получаемый даже с одинаковых матриц, может выглядеть совершенно по-разному. И, разумеется, точность работы экспосистемы, автофокуса, баланса белого, стабилизатора и даже контроллера трансфокатора может оказать куда большее влияние на получаемую картинку, чем размер матрицы и оптики. В целом интегральная оценка качества изображения оказалась адекватна ценовой категории камеры - три топовые модели от Canon, Panasonic и Sony получают максимальную оценку, а их бюджетные собратья - по 4 звезды за изображение. Ничего удивительного в этом нет - в бюджетной категории используются матрицы меньшего размера, что автоматически приводит к пропорциональному уменьшению оптики и, как следствие, некоторому (обычно незначительному) ухудшению четкости и возникновению хроматических аберраций и муара. Однако уровень этих отличий настолько невелик, что требует тщательных лабораторных измерений и в реальной жизни, скорее всего, заметен не будет. Из общего ряда выпали JVC и Samsung. Первая показала весьма посредственную четкость по краям кадра, а вторая неприятно отличилась низкой точностью баланса белого. Причем даже калибровка по тестовой мишени ситуацию почти не исправляла. И, наконец, самое интересное - который год подряд основными соперниками в номинации «изображение» выступают топовый трехматричный
Panasonic и столь же топовый, но одноматричный Canon, причем отличия между ними становятся все менее различимыми. Трехматричная схема все еще имеет некоторые преимущества - детализация картинки в центре кадра безупречна, однако на краях кадра заметны довольно сильные хроматические аберрации. У Canon ситуация прямо противоположна - детализация в центре немного хуже, зато хроматические аберрации незаметны по всему полю кадра.
? Звук
Как мы неоднократно писали, в подавляющем большинстве случаев звук при видеосъемке играет второстепенную роль. Как правило он используется при монтаже как фон под авторский комментарий или музыкальное сопровождение. С задачей записи подобного фонового звука все камеры справляются без проблем. Если при съемке возникает потребность в качественном звуке, например при съемке интервью, выход один - внешний микрофон. Такая возможность предусмотрена только у Canon'ов и
Panasonic NV-GS500. Кстати, только у Canon MVX4i расположение микрофонов не оптимально - в задней части верхней панели, прямо на видоискателе, что допускает закрытие их указательным пальцем. В остальном большинство участников теста обеспечивает адекватное качество звукового канала с хорошей фильтрацией помех от встроенных приводов и достаточной чувствительностью. Противоположный подход отличает камеру Samsung, чувствительность микрофонного канала которой несколько занижена, зато и помехи от встроенной механики почти не прослушиваются.
? Конструкция
В этой и последующих номинациях мы будем анализировать камеры по ценовым группам, условно именуя их «дорогими» и «бюджетными». В дорогой группе все камеры и в особенности Canon MVX4i и
Panasonic NV-GS500 выделяются добротностью отделки, тщательной организацией эргономики. В свою очередь
Sony DCR-HC96E и
Panasonic NV-GS500 гордо демонстрируют наличие брендовой оптики. Вообще, все три дорогие камеры объединяет и выделяет качество оптической системы. Из внешних деталей у
Panasonic заслуживает отдельного упоминания рифленое кольцо на объективе для фокусировки, а у Canon светодиодный фонарь. И, наконец, общие достоинства всех дорогих камер: высокое качество откидного дисплея и наличие встроенной вспышки для фоторежима.
В бюджетной группе особенно интересным показалось нам решение инженеров Panasonic развернуть горизонтально узел лентопротяжного механизма и, как следствие, «сплющить» корпус аппарата. Благодаря этому NV-GS47EE приобрела сразу несколько достоинств: исключительно «уютную» посадку в ладони и самую удобную загрузку/выгрузку кассеты. Отметим также уникальный тридцатикратный оптический трансфокатор у этой модели Panasonic. Бюджетная
Sony DCR-HC46E подобно «старшей сестре» обладает объективом от Carl Zeiss, правда, более миниатюрным. Бюджетный
Canon MVX460 и JVC GR-D650E оборудованы яркими светодиодными (а значит, экономичными) фонарями для подсветки темных сцен.
|
|
|
|
? В принципе, клавиши управления основными функциями во всех камерах расположены так, что уже через минуту пальцы их находят сами. И только рычажок трансфокатора в некоторых случаях приходится искать на ощупь
|
? Функции
Совершенствование микроэлектроники в части видеопроцессоров и контроллеров постепенно привело к тому, что функциональные возможности всех камер, как дорогих, так и бюджетных, в большой степени нивелировались, причем в лучшем для потребителя направлении расширения возможностей бюджетных камер почти до уровня дорогих. Возможно, это эффект производственной унификации, но нам, в конце концов, важен результат. Лучшей иллюстрацией этого выравнивания может служить наличие во всех без исключения камерах обеих ценовых групп всех возможных ручных режимов съемки - ручных фокуса, баланса белого, коррекции экспозиции. Но даже при таком выравнивании возможностей преимущество дорогих камер бесспорно и состоит в основном в углублении тех функций, которые уже есть у всех. Так, в частности, у Canon MVX4i в разделе, посвященном коррекции баланса белого, предусмотрено 6 пресетов: по три для разных ситуаций естественного и различных видов искусственного освещения. И плюс к этому есть режим подстройки по эталону. У
Panasonic NV-GS500 количество пресетов ограничено пятью, но больше внимания уделено искусственному освещению.
Немного о специфических функциональных возможностях камер. У JVC имеется телеконвертер с коэффициентом 1,3х, работающий даже при максимальном наезде. У Panasonic NV-GS47EE режим смягчения оттенков кожи может оказаться полезным при съемке портретов крупным планом. У Samsung VP-D903Di широкий выбор ступеней коррекции экспозиции и скорости срабатывания матрицы.
Особняком стоят камеры Sony. В обеих присутствует оригинальный и эффективный режим точечного экспозамера и точечной фокусировки, когда оператор буквально указывает пальцем интересующую его точку кадра. Удобным этот полезный режим делает, прежде всего, управление им через тактильный дисплей.
? Управление
Как ни в какой другой номинации, именно в управлении особенно заметны и сказываются фирменные предпочтения и традиции. Причем зачастую этот фирменный стиль как бы стирает границы ценовых групп. Наиболее яркий пример - обе камеры Sony. Тактильный дисплей в сочетании с анимированным меню стал фирменной традицией со всеми своими достоинствами и неудобствами, уравняв тем самым дорогую камеру с бюджетной в части алгоритмов управления. Это, скорее всего, наиболее убедительная иллюстрация сочетания фирменного стиля с производственной унификацией.
Пара Panasonic занимает очень близкую позицию, хотя при совершенно иной реализации. Как у дорогой, так и у бюджетной модели основная эргономическая нагрузка возложена на меню и джойстик (оба почти одинаковые). В дорогой
NV-GS500 добавлено кольцо на объективе для фокусировки. У бюджетной же NV-GS47EE расположение джойстика и пары кнопок «заточено» под большой и указательный пальцы правой руки, что делает удобными все манипуляции.
У Canon, можно сказать, противоположный подход. У дорогой MVX4i два десятка кнопок, все оперативные функции и режимы управляются непосредственно, ручные настройки собраны в меню прямого доступа. У бюджетной
MVX460, напротив, минимум кнопок, большинство режимов управляется через меню джойстиком, а все процедуры - двумя пальцами.
Отдельно отметим Samsung VP-D903Di, поддерживающий фирменную традицию простого и дружелюбного интерфейса в сочетании с удобством.
? Выбор
Итак, несмотря на многочисленные сходные черты, все камеры отличаются и обладают с точки зрения потребителя как плюсами, так и минусами. Дорогие камеры обеспечат вам более высокое качество изображения, но они массивнее и, как правило, сложнее в управлении. Высококачественная отделка требует более нежного обращения: и в карман не запихнешь, и в рюкзак кинуть боязно. Бюджетные камеры, напротив, своим видом располагают к отсутствию трепета при обращении - в лес, на пляж, на дачу... Но и качество... естественно, немного уступает топовым моделям.
В итоге результаты распределились так. Среди дорогих Победителем стала
Sony DCR-HC96E благодаря значительному ценовому преимуществу. Приз симпатий мы вручаем трехматричному
Panasonic NV-GS500 за исключительно высокое качество картинки. В бюджетной группе, где ценовая шеренга оказалась плотной, единоличным лидером стал «маленький»
Canon MVX460.
ФИРМА
МОДЕЛЬ |
Canon
MVX460 |
JVC
GR-D650E |
Panasonic
NV-GS47EE |
Samsung
VP-D903Di |
Sony
DCR-HC46E |
Canon
MVX4i |
Panasonic
NV-GS500 |
Sony
DCR-HC96E |
Изображение |
* * * * |
* * * |
* * * * |
* * * |
* * * * |
* * * * * |
* * * * * |
* * * * * |
Звук |
* * * * * |
* * * * |
* * * * * |
* * * |
* * * * * |
* * * * |
* * * * * |
* * * * * |
Конструкция |
* * * * * |
* * * * |
* * * * * |
* * * * |
* * * * |
* * * * * |
* * * * * |
* * * * |
Функции |
* * * * * |
* * * * |
* * * * |
* * * * * |
* * * * * |
* * * * * |
* * * * * |
* * * * * |
Управление |
* * * * * |
* * * |
* * * * |
* * * * * |
* * * * |
* * * * |
* * * * |
* * * * |
Качество/цена |
* * * * * |
* * * |
* * * * |
* * * |
* * * * |
* * * * |
* * * * |
* * * * * |
Цена, $ |
515 |
540 |
515 |
490 |
500 |
1000 |
1000 |
785 |