Качелька зума, кнопки вызова меню, просмотра и удаления снимков, мультиселектор — набор и положение управляющих органов на задней стенке камеры вполне традиционны. Структура меню весьма простая, вряд ли стоило ожидать иного от камеры с минимумом ручных настроек. Большой ЖК-экран 2,5 дюйма мог бы быть еще больше — место на корпусе позволяет.
Камеру никак не назовешь тонкой, к тому же объектив в нерабочем состоянии в корпус прячется не полностью (на снимке — рабочее положение с выдвинутым объективом). Небольшой прилив под правую руку удобен, хотя чуть больше рельефа не помешало бы. Привычный (и уже практически стандартный) диск с пиктограммами режимов уступил место простому переключателю на три положения.
Пятикратный зум-объектив Nikkor с диапазоном фокусных расстояний экв. f=38-190 мм, достаточно светлый на широком угле (f/2.9), но несколько темноватый на длинном (f/5.0) Как обычно для камер Nikon хорош макрорежим — минимальная дистанция фокусировки всего 4 см. Чтобы еще больше облегчить макросъемку, аппарат в этом «сюжете» (сюжетной программе) автоматически переключает автофокусировку в режим непрерывного слежения, при этом спусковую кнопку даже не нужно поджимать.
Автофокус пятиточечный. Вроде бы немного, но и зеркальные камеры Nikon начального уровня имеют в точности столько же, и ничего — хватает. Зато есть уникальный никоновский приоритет фокусировки по лицу (Face Priority Autofocus). В этом режиме камера сама находит лицо человека в кадре и фокусируется точно на нем. На это уходит чуть больше времени, чем при обычной фокусировке, но производимый эффект — не только на окружающих, но и на самого фотографа — потрясающий!
Но это не единственная фирменная «штучка». Например, с «красными глазами» на снимке борется не только соответствующий режим работы вспышки (который, впрочем, в большинстве случаев и сам по себе достаточно эффективен), но и процессор камеры. До того как снимок будет сохранен на карте памяти, программное обеспечение найдет на нем «красные глаза» (или то, что от них осталось после предвспышек встроенного блица) и окончательно очистит изображение от них. Правда, в этом случае время на снимок увеличивается, и следующий можно будет сделать только секунд через 6-7.
Другая программная функция D-Lighting улучшает проработку темных областей на снимке, не затрагивая светов (подобно «фотошоповской» Shadow/Highlight). Простая экспокоррекция в этом случае не поможет — как раз она, высветлив тени, «убьет» света.
Продолжать дальше? Пожалуйста! Если рука нетвердая, света мало, а снимок должен получиться максимально резким, переключаем камеру в режим выбора наилучшего кадра (BBS — Best Shot Selector). Камера быстро сделает 10 снимков и выберет один наилучший (резкий), он и сохранится на карте памяти.
Признаться, чем больше знакомишься с аппаратом, тем чаще вспоминаешь хорошо известное: «Вы только нажимаете на кнопку — мы делаем все остальное».
Только автоматическая установка чувствительности. Только автоматическое управление экспозицией. Возможности непосредственно установить выдержку и диафрагму нет. Кроме универсальной программы (точнее ее упрощенного варианта — т.н. «зеленой зоны»), есть 15 съемочных «сюжетов».
На корпусе нет привычного диска выбора режимов с обилием пиктограмм. Вместо него переключатель всего на три положения — «авто», «сюжеты» и «видео». Все остальные настройки — через меню. Быстро добраться можно до режимов вспышки, экспокоррекции, макрорежима и таймера автоспуска — эти функции вынесены на кнопки мультиселектора.
Искрящийся на солнце снег и темный штакетник в тени — большой диапазон натурных яркостей — не проблема для L1. На гистограмме тени не обрезаны, а света (220) — достаточно далеко от предельного значения (255). Фактура снега воспроизведена изумительно естественно. Идеальная экспозиция, баланс белого — «солнечно».
Большой ЖК-дисплей 2,5 дюйма яркий и контрастный, на нем удобно строить кадр даже в солнечную погоду. Конечно, при прямой засветке солнцем цвета картинки адекватно оценить не получится, но общий рисунок читается легко. При съемке на экран можно вывести сетку золотого сечения или т.н. композиционные помощники (в сюжетной зоне экспоавтоматики). Подсвечивается активная AF-точка, есть информация об экспорежиме и доступном месте (количестве снимков) на карте памяти. К сожалению, нет значений отрабатываемых выдержки и диафрагмы, как нет и гистограммы. Видимо, по замыслу разработчиков, подобные «мелочи» не должны отвлекать фотографа... Камера не самая быстрая этом классе. На запись снимков формата JPEG с максимальным качеством и разрешением уходит порядка 4 с. Фокусировка завершается за 1 с. Если сфокусироваться предварительно и держать по; жатой спусковую кнопку, то задержка срабатывания затвора при съемке будет значительно меньше — около 0,3 с. Но и это по сегодняшним меркам, увы, не быстро.
Реалистичная передача атмосферы сумеречного освещения, естественный общий колорит. Точно воспроизведены тонкие нюансы цвета на небе. При диафрагме f/2,9 (про программу «Портрет» просто забыли!) вряд ли стоит ожидать кристальную резкость на всей глубине кадра, но и откровенно нерезких областей тоже нет. В углах кадра заметны легкие признаки хроматической аберрации в виде цветной каймы.
А как же эта фотокамера снимает? Здесь Nikon Coolpix L1 демонстрирует результаты, которых мы никак не ожидали от аппарата с «одной кнопкой» Практически стопроцентное попадание в экспозицию, хорошая тональная наполненность естественные цвета, деликатная вспышка, резкая оптика. Впрочем, судите сами. Фотографии — на этих страницах.
Так что многообещающее «мы делаем все остальное», похоже, соответствует действительности. В конечном итоге, не это ли для многих и есть самое главное?
Автор: журнал "Foto & Video" № 5 2006, Наталья Парфенова
, http://www.foto-video.ru