Нырнем? Запросто!
Olumpus MJU 720SW
Разработчики цифровых фотокамер стараются оптимизировать микропрограммное обеспечение для съемки всевозможных сюжетов. Отработав максимум на суше, они подобрались к водной стреде.
Мне часто приходится фотографировать вблизи воды, на воде и под водой. Как ни странно, но меньше всего проблем с подводной съемкой: камера находится в надежном боксе, обеспечивающем ее защиту. Громоздко (если это зеркальная цифровая или пленочная камера), но надежно, и сохраняются все основные функции фотокамеры.
Ну, а если съемка идет вблизи воды и на воде - в лодке, на плоту, при заплыве и проч., где в погоне за интересным кадром все происходит буквально «на грани» двух сред, и риск макнуть и забрызгать камеру достаточно велик? Раньше для этой цели был удобен амфибийный пленочный аппаратик Canon Prima AS-1. Как более серьезный вариант использовался супернадежный Nikonos, но не все его сменные объективы пригодны для съемки на воздухе. С различными пакетами-чехлами (типа Eva-Marine) работать неудобно, да и ненадежно. В общем, часто бывало так, что многие интересные события и сюжеты пропускались — не хотелось рисковать дорогостоящей техникой. Это раздражало и огорчало...
1. Большой и яркий ЖК-монитор желателен всегда, а для подводной фотокамеры — особенно. Новое меню структурно упростилось, и это также можно записать в актив амфибийной фотокамеры. Управляющие кнопочки согласуются с элегантным стилем камеры — они изящны, но мелковаты.
2. Вид сверху демонстрирует самый серьезный недостаток дизайна — под правую руку нет никакого рельефа. Под водой гладкий корпус так и норовит выскользнуть. Нужны хотя бы небольшие резиновые накладки.
Так что предложение протестировать новый компактный амфибийный цифровой фотоаппарат Olympus MJU 720SW, миниатюрный и элегантный, но при этом рассчитанный на работу на глубине до 3 м в течение 60 мин. (!), просто не могло не заинтересовать. Камера с виду совершенно обычная и не производит впечатления подводной. Не все крышечки отсеков имеют маленькие резиновые фигурные заглушки - вода внутрь не попадет. Правда, до уплотняющих резинок много свободного пространства, оно будет неизбежно заполнено водой. Поэтому открывание лючков после «купания» камеры надо делать в положении лючком вниз. Также следует делать паузу при большой разности температур воды воздуха, иначе внутри камеры появится разрежение, и при открывании всасываемый воздух затянет капельки. Неплохо иметь при себе небольшую кисточку средней жесткости для очистки уплотнительной резинки.
Перед погружением подводные охотники осваивают камеру. Она настолько мала, что с непривычки в руке располагается не очень устойчиво, особенно при съемке одной рукой. Опять же, толстые перчатки... Резиновые накладки на корпусе камеры были бы весьма кстати.
Включается камера малюсенькой кнопочкой, но случайно ее не нажмешь - она имеет ограждение. Камера оживает, автоматически сдвигается заслонка, и открывается окошко объектива, зажигается огромный дисплей. Дисплей хорош! А вот внешняя заслонка объектива для амфибии кажется слишком нежной. Лучше бы ее сделали за иллюминатором или вообще обошлись без нее, ведь углубленный иллюминатор и так не повреждается, а в случае загрязнения не будет проблем с приводом заслонки.
Полевые, точнее - водные испытания камеры Olympus MJU 720SW начались на реке Истра. Раннее утро, туман, вода недавно освободилась ото льда, имеет прозрачность около 1 м и температуру +6°С.
У подводного охотника - двойные трехпалые резиновые перчатки, а под ними еще и шерстяные. Камера подвешивается на темляке на запястье правой руки. Как ни странно, управляться со спусковой кнопкой довольно просто, но с другими кнопками настройки одной рукой (в другой - подводное ружье) работать в таких условиях тяжело.
Река Истра. Снимать под водой динамичные объекты тяжело, да и результаты съемки не особо радуют. Но в сильно мутной воде вряд ли стоит ожидать иного.
После двухчасовых нырков до глубины 1,5 метра камера работала четко, но замерз механизм заслонки объектива, и аппарат заработал только после промывки в теплой чистой воде.
Выяснилось, что камера уж очень мала и скользит в толстых перчатках гидрокостюма, как кусочек мыла (не путать с мыльницей!..). Корпус гладкий и блестящий - это красиво, но для амфибийной фотокамеры желательны хотя бы небольшие резиновые накладки.
Большой дисплей оказался хорош и под водой. Иногда в него даже лучше видно, чем в реальности через маску. Дело в том, что камера выносится вперед, и слой мутной воды между объектом и камерой меньше, чем между объектом и маской пловца. Кстати, мутная вода сильно осложнила фотосъемку, особенно динамичных сцен - автофокус часто не успевал за объектом. А ощутимая задержка срабатывания затвора также не способствовала съемке динамики. После работы в воде капельки на объективе можно стряхивать или сдувать.
Эта маленькая изящная камера — как игрушка. Но ею получены кадры вблизи воды — для репортажа о подводной охоте совершенно уникальные. Размытость изображения возникла из-за воды, попавшей на иллюминатор объектива. Камера совсем не мешала подводной охоте.
Но, чтобы капли вообще не задерживались на стекле, можно предварительно обработать иллюминатор специальным составом - есть такие жидкости... для автомобилей. Еще одно осложнение, возникающее при вынимании фотоаппарата из холодной воды, - он практически сразу запотевает.
Особое внимание следует обратить на то, что после плавания в соленой морской воде камеру нужно обязательно опреснять, т.е. промывать в пресной воде, чтобы избежать образования разрушительных для техники кристаллов соли. Видимо, и резиновые уплотнители также потребуют периодического сервисного обслуживания.
Продолжились подводные испытания в бассейне, где прозрачность воды составила почти 50 м. Разумеется, в таких условиях камера отработала намного лучше, и результаты съемки получились гораздо интереснее.
Нет навыков погружения? На бортике бассейна достаточно опустить руку с фотокамерой в воду, и хорошие кадры не заставят себя ждать.
Самый простой способ съемки - стоя на бортике бассейна, погрузить камеру в воду и направить на плавающих детей. На аппарате была выставлена программа съемки в бассейне (есть и такая!), а результаты можно увидеть на этих страницах. Неплохо! Но... и в голых руках (т.е. без толстых перчаток) камера норовит выскользнуть, и это немного осложняет фотосъемку.
Два аквалангиста успешно поработали камерой на глубине 3 м. Эту предельную глубину превышать не стали. Надо понимать, что данный фотоаппарат не для аквалангистов, а скорее для тех, кто плавает с маской и трубкой у поверхности, изредка неглубоко ныряя.
Фотографировать в чистой прозрачной воде даже на глубине 3 м легко и приятно. В таких условиях встроенная вспышка отработала на твердую «пятерку», хотя совсем избавиться от «краен! глаз» не удалось. Отснятые кадры можно сразу под воде комфортно просмотреть на большом ЖК-мониторе.
В бассейне в условиях, приближенных к курортно-морским-тропическим, удобно работать со всеми кнопками, можно просмотреть и стереть неудачный кадр и повторить съемку. Изображение на дисплее можно наблюдать и под углом, т.е. снимок легко просматривать вдвоем.
Для этой камеры выпускается фирменный бокс, рассчитанный на глубину погружения до 40 м. Амфибийная камера в боксе - это же двойная надежность! При незначительной протечке бокса (а это бывает у любых боксов) с камерой ничего не случится!
Как фотоаппарат отработал на суше? Поставив себя на место любителя-туриста, начинаем фотографировать все подряд с разными ракурсами и сюжетами, в пасмурную и ясную погоду. Результаты? Если не считать два маленьких замечания, они - отличные! А замечания следующие.
В условиях жесткого контрового освещения автоматике фотокамеры не всегда было легко, приходилось мудрить с настройками - вводить экспокоррекцию, фокусироваться по вспомогательному объекту и проч. Также иногда капризничал макрорежим - резкость долго не наводилась.
А теперь итоговые впечатления об амфибийной фотокамере Olympus MJU 720SW. Ее просто необходимо иметь тем, кто подолгу находится в активном режиме вблизи воды и в воде. Вы сможете сделать уникальные кадры без какого-либо риска для аппаратуры. Смелость в таких ситуациях порождает новые творческие замыслы и самое главное - их можно просто реализовать.
Автор: Владимир Гудзев
Источник: журнал "Foto & Video" №6 2006, http://www.foto-video.ru